Второй шаг

17 февраля 2017 года
Степан Пьяных, куратор интенсива 3D-fashion и преподаватель промышленного дизайна в БВШД о том, как технологии меняют тренды

Меня очень вдохновляют изменения, происходящие с рынком моды в наши дни. Собственно, как и рынок дизайнерских вещей в целом. Казалось бы, в наши дни глобализации подвержено всё: экономика, знания, культура. Мы видим как модные тренды, лишь зародившись, за пару дней разлетаются по свету. А одни и те же марки, опираясь на предпочтения «мирового рынка», способны вести свою деятельность сразу во всех уголках мира. Но несмотря на это, разработать продукт для среднестатистического потребителя задача отнюдь не тривиальная. Угодить своим творением всем и сразу, или хотя бы большинству, становится все сложнее.

Параллельно со всплеском международных трендов мы видим как в индустрии набирают популярность нишевые продукты — уникальные объекты и вещи, распространяемые лишь локально или ограниченными тиражами. Причины этого процесса сокрыты глубоко в нашей человеческой природе: дедушка Маслоу еще в середине прошлого века распределил все потребности индивида по группам и обозначил их иерархию. «Теория человеческой мотивации» со времен первой публикации успела обрасти немалым количеством критики, однако, концепция смены удовлетворенной потребности новыми более «возвышенными» нуждами уже давно считается общепризнанной.
Замерзли уши — надел шапку. Согрелся. И проходя мимо своего отражения в следующий раз, обращаешь внимание как она сидит. Поправил шапку, и вот уже посещают мысли об уместности в вагоне метро твоего головного убора. Так вот и получается, что чем лучше нам живется, тем привередливей мы становимся.
И если учесть, что качество жизни типичного обывателя медленно, но верно растет, не беря в расчет локальные временные кризисы, то объективно можно предположить, что рынок так и будет насыщаться вещами, отвечающими все более неординарным прихотям. Мы уже давно не выбираем себе одежду, основываясь исключительно на ее функциональных и эстетических качествах. Неважно насколько рациональными потребителями мы себя считаем. Мы покупаем вещи, опираясь не только на их объективную ценность, но и на ценность субъективную, воспринимаемую именно нами.

За купленным втридорога свитером сокрыта наша солидарность к развивающемуся «у нас на районе» бренду. Покупая пару кроссовок, мы так же удовлетворяем некое чувство социальной ответственности перед голодающими детьми Африки, которым обувной бренд обязался за наш счет предоставить такую же пару кроссовок. А вместе с приобретением нового пиджака мы заодно приобретаем чувство статусности.
Таких добавочных ценностей на рынке образовывается бесчисленное множество. На их основе зарождаются и впоследствии уходят в небытие микро-тренды, гоняться за которыми вынуждены теперь даже неповоротливые гиганты индустрии. И в следствие чего, мы наблюдаем как представляемые в бутиках коллекции способны меняться по нескольку раз в месяц.
Встает технический вопрос: как, не снижая темпов и не жертвуя другими благами массового производства, делать продукты, которые отвечают постоянно эволюционирующим потребностям пользователя? К сожалению, даже традиционной швейной промышленности с ее невероятно высокой развитостью не угнаться за темпами рынка, который требует постоянной персонализации продуктов. Следовательно, задача обуздать данное движение массовой кастомизации передается вверх по производственной цепочке на стадию разработки объектов моды, где оно попадает в наши дизайнерские руки.
А это значит, что пора бы нам выйти из своей зоны комфорта и начать искать вдохновение в смежных индустриях. В таких, к примеру, как промышленный, ювелирный, интерактивный дизайн. Нужно искать новые способы образования формы и моделирования в виртуальном пространстве, вооружившись для этого, например, VR-очками и 3D-сканером. Нужно привносить в фэшн-индустрию новые технологии производства — всевозможные виды трехмерного моделирования и печати. Нужно расширять возможность фэшн-ритейла с помощью дополненной реальности, с помощью возможностей параметрического дизайна. Нужно исследовать как wearable-технологии диктуют новые сценарии взаимодействия между пользователем и его одеждой. Нужно разрабатывать продукты, которые по-новому смотрят на моду с позиции бизнеса. И еще — нужно не ограничивать себя всем вышесказанным.

Первые шаги в направлении уже сделаны и первый тест на совместимость фэшн и технологий тоже пройден. В обувной индустрии такие гиганты как Nike, New Balance, Reebok и Under Armour уже давно представили миру свое видение обуви, напечатанной на 3D-принтере. И вот уже на рынке появляются такие стартапы как Feetz, которые создают уникальную обувь не в качестве промоушна, под заказ известным атлетам, а для обычного потребителя. При чем, процесс «подгонки» ботинка под ногу осуществляется через мобильное приложение, используемое покупателем для сканирования ступни перед покупкой.
Уникальных «распечатанных» линеек одежды свет увидел уже немало. Яркими примерами таких коллекций являются работы Danit Peleg и Noa Raviv. Теперь нам остается либо ждать когда одежда, создаваемая методом трёхмерной печати, дойдет до массового рынка. Либо сделать это самим.
И ведь это примеры влияния на моду только технологии 3D-печати. Как я уже сказал, это далеко не единственная технология, потенциал которой нам предстоит раскрыть в ближайшем будущем. И с виртуальной реальности пора сорвать ярлыки футуристичности, и с wearable-технологий, и со всех остальных технологий и практик, о которых нам лишь предстоит услышать в скором времени.

Обложка: Noa Raviv

Другие новости