Архитектоника Баленсиага

9 февраля 2017 года
Нина Самохина, стундент Британки и дизайнер марки Secret Garden, о великом испанском модельере 20 века:

Введение

«Одежда и здания — это оболочка,
в которой живет человек.»
Том Форд

Еще во время обучения на архитектурном факультете меня заинтересовала возможность применения понятия «архитектоника» к различным сферам искусства и дизайна. Само слово говорит о монументальности, монолитности, устойчивости и подсознательно связывается непосредственно со строительством, однако несет намного более обширные смыслы. Понятие архитектоники применяют в архитектуре, литературе, промышленном дизайне, костюме, живописи, графике, скульптуре. Однако наиболее ощутимо, как мне кажется, оно проявляется в объемно-пространственных формах.

Архитектоника зданий и костюма во многом схожа и даже оперирует одним и тем же набором форм (круг, квадрат, и далее переходя в объем — куб, шар и т.д.) и понятий, таких как ритм/метр, симметрия/асимметрия, статика/динамика, орнамент/фактура, конструкция/деструкция, соотношение конструктивных частей с функциональным наполнением, цельность, баланс, устойчивость, экономичность и т.д.. Видимо, поэтому архитектура служит одним из главных источников вдохновения для модельеров. Взаимосвязь архитектурной композиции и композиции костюма, их взаимопроникаемость — крайне интересный феномен. В моделях Баленсиага очень ярко выражены приемы архитектурной лепки формы и чувствуется дух модернизма.

Cristóbal Balenciaga, Autumn Winter 1967. Источник

Если углубиться в понятие архитектоники в одежде, то нужно выделить несколько критериев совершенства формы. Помимо эстетических, одежда имеет ряд других важных качеств, соответствующих нуждам человека: удобство использования, улучшение внешнего вида, защитная функция. Если не соблюдены все эти критерии, то одежду уже нельзя назвать гармоничной.

Архитектоника — есть гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты. Однако, понятие красоты в изменчивой моде крайне мимолётно, со временем форма утрачивает эстетическую привлекательность. Уникальность костюмов от Баленсиага в том, что они и сегодня являются для нас привлекательными, подтверждая свою уникальность, четкую выверенность конструкции и композиции, а значит — гармоничность. А ведь гармония и есть красота. Причем вне времени. Изучая его работы, чувствуешь, что при моделировании он всегда задумывался о взаимодействии костюма и человека внутри него, подчеркивая достоинства фигуры женщины, ее хрупкость, или наоборот скрывая тело и создавая ауру загадочности.
Таким образом, костюм сочетает в себе важнейшие критерии архитектоники объемной формы и в то же время остается ориентированным на человека, что позволяет ему оставаться актуальным и на сегодняшний день.

Архитектоника костюма от Кристобаля Баленсиага

Но великое Помело Истории, 
сметающее сор внешности с духа внутреннего,
явится и тут последним, неумытным судьёй.
Василий Кандинский

Еще раз заострю внимание, что суть архитектоники — в комплексном решении практических и эстетических задач. В моде, особенно подиумной, зачастую пренебрегают подобным подходом к вопросу и действуют скорее как художники, а не дизайнеры. Однако, я считаю, что в прикладном творчестве очень важным является именно сочетание красоты и функциональности. Такие вещи действительно не устаревают и не выходят из моды, т. к. помимо внешней составляющей в них есть продуманная конструкция, решен вопрос удобства эксплуатации. Это относится и к одежде, и к архитектуре, и к мебели, и к промышленному дизайну.

В вечерних туалетах вопрос эксплуатации, конечно, не главный, но та уверенность, которую излучают женщины в моделях от Баленсиага, подсказывает, что это было не только очень красиво, но и достаточно комфортно.

Во всех работах модельера чувствуется влияние испанских мотивов: корриды, фламенко, живописи, природы. Он активно использует в своих моделях элементы исторического костюма, такие как складки ватто, имитацию тюрнюра, объемные рукава, в особо приталенных моделях с объемом юбки от талии считывается уменьшенный силуэт с панье.

Слава приходит к Баленсиага в 50-е. В 30-е и 40-е годы в его творчестве преобладают приталенные силуэты, но уже тогда в пышных юбках и воланах проявляется та архитектурность и скульптурность, которые наиболее выражены в творчестве мастера 50-х и 60-х годах.

Композиция костюма дома Баленсиага 50-х и 60-х годов пропитана духом модернизма. Объемные пальто начала 50-х с большими воротниками перекликаются по форме с Нотр-Дам-дю-О Ле Корбюзье.

Баленсиага работал с тканью и формой как модернисты с железобетоном, получая очень пластичные и в то же время монументальные композиции. Такие объемные модели подчеркивали женскую хрупкость и стройность. Это обусловлено простейшей иллюзией восприятия: небольшое на фоне большего кажется еще меньше. Подобные иллюзии часто применяются и в архитектурной композиции. Интересно, что при сочетании больших объемов платья (или накидки) с тонкими осями ног не теряется впечатление устойчивости, что говорит об идеальном выборе пропорций и соблюдении одного из основных принципов архитектоники.

В то же время такие объемные вещи, пальто или накидки, за счет воздушной прослойки сохраняют тепло и создают очень уютную для человека оболочку.

Платье-мешок, представленное публике в 1957 году и актуальное по сей день, собрало в себе все принципы архитектоники: лаконичная форма, удобство в повседневной жизни, простота в изготовлении.

Платья от Баленсиага с юбками-баллонами 50-х годов выглядят очень скульптурно. Это непревзойденное мастерство покорять ткань и заставлять ее принимать нужную форму поражает. Глядя на них сразу чувствуется, что есть какая-то особенная конструкция и технология. Композиционный прием по сути — в преувеличении женских форм, но он выглядит очень гармонично, талия за счет рассмотренной выше иллюзии восприятия становится тоньше. Вообще, во всех костюмах от Баленсиага чувствуется, что его очень заботил именно тандем «женщина-платье», что он старался украшать фигуру, помещать женщину в комфортное для нее пространство. Думаю, его можно вполне считать основателем стиля оверсайз, так популярного сегодня.

В 60-х мы видим очень архитектурные образы. Я бы назвала их платья-архитектоны. Если в 50-х есть место мягким складкам вместе с объемами, то в 60-е они сменяются гладкой искривленной поверхностью.

Модельер использует чистые цвета, избегает острых углов и в основу силуэта закладывает практически геометрическое тело. Здесь снова мы видим четкое следование архитектоничным канонам. Хоть в основе костюма и лежит некая геометрическая форма, чуждая человеческому телу, но она так «посажена» и уравновешена, что выглядит очень гармонично и современно. Сегодня такой принцип построения силуэта популярен на подиумах, только в погоне за оригинальностью многие пренебрегают законами гармонии и архитектоники.

За весь период своего творчества Баленсиага использовал три основных способа взаимодействия одежды и фигуры человека:

1)в 30-х и 40-х костюм выявляет особенности фигуры, облегает сильно или умеренно, но подчеркивает тело, следуя его пропорциям.

2) в 50 – х большие объемы скрывают, маскируют тело, делают его загадочным и способствуют развитию воображения (в том числе объемные кейпы и капюшоны, которые прячут под собой платья-футляры).

3) в 60-х костюм видоизменяет пропорции, создает новый скульптурный силуэт (в той или иной мере этот прием использовался во все периоды творчества).

Заключение

Интересно, что новые формы проникают во все сферы искусства и Баленсиага очень верно схватил саму суть модернизма, его по праву можно считать архитектором моды. По словам Н. П. Ламоновой «костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии», и мы видим, благодаря творчеству мастера, что общество было готово к новым свежим решениям и формам.

К сожалению в 68-м году Баленсиага закрыл дом, не видя будущего высокой моды. Но в 1987, уже после его смерти, дом было решено возродить. С тех пор в нем продолжают следовать традициям мэтра.

На сегодняшний день силуэты Баленсиага повсюду — объемные свободные платья, платья baby-doll, пальто оверсайз, крупные воланы и т.д.. Вся неопреновая скульптурно-геометрическая история берёт свои истоки тут же. Юбки-коконы Ульяны Сергеенко из весенней коллекции 2015 года, платья с воланами Karen Walker Resort 2016, коллекция Галльяно для Maison Margiela Fall 2015 — и это только очень малая часть того, что было сделано под влиянием творчества Баленсиага. Испанская марка Delpozo активно использует идею с архитектурными силуэтами и четкими линиями, в коллекциях явно прослеживается дань великому соотечественнику.

Подводя итог, еще раз хочу отметить, что бессмертность силуэтов Баленсиага заключается в выверенности пропорций, гуманистическом отношении к женщине, желании подчеркнуть ее красоту, создать комфортную одежду и, конечно, в художественном подходе при работе с формой, смелости и чувстве духа времени. Все эти важные факторы образуют ту гармонию и красоту, которые будут волновать и радовать еще многие поколения.

Баленсиага был талантливейшим художником своего времени и внес огромный вклад в развитие современного формообразования в костюме. В 2011 году на родине модельера в баскском городке Гетария открылся роскошный музей посвященный его творчеству. Создатели музея перестроили целый замок и дополнили его новым крылом, чтобы разместить более 1200 экспонатов. Это прекрасный вклад в историю моды, которым современники отдали дань уважения величайшему мастеру формы — Кристобалю Баленсиага Эйсагирре.

Автор: Нина Самохина
Обложка: источник

Elise Daniels with street performers, Suit by Balenciaga, Le Marais, Paris, August, 1948

Литература и интернет-источники

1) История моды с 18-го по 20-й век. Коллекция костюма института Киото.
2) Архитектоника костюма (Социокультурная динамика),
Бердник Татьяна Олеговна, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, Ростов-на-дону, 2004 г.
3) Иоханнес Иттен, Искусство формы
5) https://www.youtube.com/watch?v=unS7Kyx394Y
6) http://corbusier.totalarch.com
4) https://www.pinterest.com/ninasamokhina/cristobal-balenciaga
7) https://www.buro247.ru/fashion/news/1051.html
8) http://club.osinka.ru/topic-179781

Другие новости