Ручное

22 декабря 2016 года
Выпускница курса «Иллюстрация» БВШД Анна Рослякова о ручной печати и важности принт-маркетов:

В преддверии принт-маркета «Вкус бумаги» 24-25 декабря мне бы, конечно, хотелось привлечь внимание к своему любимому виду печати — линогравюре, да и вообще к принтам. Вокруг меня столько художников занимается ручной печатью, что последние пару лет кажется, будто все люди в мире знают, что это такое. Недавно же выяснилось, что в основном слово «гравюра» ассоциируется с Густавом Доре и Библией, строгими картами старинных городов, средневековой книжной миниатюрой и антикварными лавками. В то время как современная гравюра (и искусство принта в целом) — это огромный пласт визуальной культуры, и я не могу смириться с тем, что кого-то это удовольствие обошло стороной.

Краткий экскурс для тех, кто не совсем в теме:

Что такое ручная печать.

Из названия понятно, что это нечто, напечатанное руками и простейшими механическими приспособлениями, а не типографской машиной. Я для себя делю принты на «гравюрные», то есть те, для которых вырезаются некие формы для последующей с них печати, и «не гравюрные», как, например, шелкография — самая распространенная сейчас печатная техника. Если совсем просто объяснять, это печать через трафарет на экране — раме с натянутой на ней тонкой мелкой сеткой. Краски могут быть прозрачными и создавать дополнительные оттенки, накладываясь друг на друга. Шелкографию технологически не очень просто делать, зато к ней прибегают и опытные художники, и те, кто только влюбился в принт, потому что не обязательно даже рисовать, можно напечатать и фотографию. И не только на бумаге, краски позволяют.

Шелкография в один цвет на основе карандашного рисунка, Анна Рослякова.

Почему принты — это хорошо.

Вы можете повесить на стену не репродукцию из типографии, а произведение искусства, отпечатанное самим художником, то есть сделанное вживую. К тому же, вручную печатаются маленькие тиражи, а применяемые техники еще и делают каждый отпечаток уникальным. При этом принты значительно (в разы) дешевле живописи, так что вы можете начать собирать действительно интересную коллекцию.

Почему «Вкус бумаги» — это важно.

Чтобы купить хороший принт, надо «знать места», и если у вас нет друга-художника, вам придется вешать на стену постер. Принт-маркет делает отличное дело — знакомит всех желающих с разными художниками, галереями, мастерскими, которые любят и продвигают печатное искусство. Знакомит СРАЗУ. То есть за один-два дня вы можете узнать очень много интересных авторов и галерей. И неинтересных для вас, конечно, тоже, зато вы увидите полную картину того, чем живет сейчас культура принта. Общение приветствуется, вы можете лично спросить и как это сделано, и «что хотел сказать автор».

Почему ручная печать — это радость.

Ее очень приятно рассматривать вживую, это большое тактильное удовольствие; ни одно фото не передаст всех эффектов, например, бархатистой краски для шелкографии. А как продавливается немного влажная бумага во время печати гравюры и на листе остается не только краска, но и еле заметный рельеф? А как ложится краска на фактурную бумагу? Не смейтесь над почти эротическими переживаниями художников-печатников, а лучше приходите смотреть и наслаждаться сами.

Современная гравюра — она о чем?

О чем угодно, правда, как и современная графика вообще.

Ну и про линогравюру, собственно.

Линогравюра — младшая сестра ксилографии, то есть гравюры на дереве, и появилась она сразу после изобретения линолеума в начале 20 века. Первопроходцами считаются немецкие художники группы Brücke, которые использовали линолеум для печати плакатов (здесь у него было огромное преимущество перед деревом — любой размер листа).

Эрнст Людвиг Кирхнер, плакат к спектаклю.

Линогравюра — это высокая печать. К моему сожалению, это не значит то же, что «высокий слог» в литературе, а лишь указывает на технологию: оттиск на бумаге останется только с выступающих мест на штампе, который называют «доской» независимо от материала.

Формы для печати, «доски»; глубокие прорезанные штрихи останутся на бумаге белыми.

Не любой линолеум подойдет для работы, зато можно резать и ПВХ-пластик, который используется в рекламной печати. Пластик тверже, но это и неплохо, просто характер штрихов получается еще более строгий. Вообще, на мой взгляд, прелесть любому виду гравюры, как техническому приему, придает как раз сопротивление материала в момент ее создания. Линолеум довольно мягкий и пластичный материал, но с другой стороны, его невозможно контролировать на все сто процентов, как карандашный рисунок, например. Случайности же — это то, что делает картинку живой, а процесс (и без того медитативный, когда каждый штрих требует некоторых физических усилий и большего времени и, как следствие, успокоения ума) немного магическим.

Свежий, еще непронумерованный тираж из серии «Река», Анна Рослякова.

Линогравюра, как видно, бывает цветной; для этого можно покрасить доску в разные цвета и сделать один многоцветный оттиск, а можно вырезать несколько досок и накладывать их одну на другую, как слои в фотошопе. Идеально вырезать слои не получится, обязательно что-то будет находить друг на друга так, как задумала случайность, а не вы, но тем и лучше.
Еще можно печатать белой краской по темной бумаге, но тогда надо держать в голове, что всё вырезанное останется темным, а отпечатанное будет белым.

Линогравюра на черной пастельной бумаге, Анна Рослякова.

В идеале печатается все это на специальном офортном станке. И только во время печати можно посмотреть, что же в итоге получилось, потому что до нее ты имеешь изображение в зеркальном виде (поэтому резать буквы особое удовольствие для художника), часто в негативе, а если режешь ПВХ, то видишь только белые штрихи на белом.

И, конечно, только бумагой дело не обходится; существуют стойкие краски для ткани, а штампы можно использовать хоть и ограниченное число раз, но достаточное для ручного производства. Я отвечаю за графику в проекте моей сестры «Надя Шило», в основном мое участие заключается как раз в создании штампов для ткани.

Надя Шило, платки из серии «Север».

В красивом видео с грустной песней можно рассмотреть процесс печати небольших штампов без линогравюрного станка.

Смотреть, фотографировать и трогать готовые принты (а заодно участвовать в мастер-классах и создавать свои) приходите в Цех белого на Винзаводе 24-25 декабря.
«Вкус бумаги» в Facebook www.facebook.com/vkusbumagi
Cайт принт-маркета «Вкус бумаги» www.vkusbumagi.ru

 Фото обложки: принт-маркет «Вкус бумаги».

Другие новости