Воображаемая версия самих себя

24 ноября 2016 года
Дизайнер Илья Варегин о философии зимней коллекции Hero марки Infundibulum:

FRESHBLOOD: В аннотации к коллекции Hero вы пишете о том, что она посвящена теме архетипов. Не могли бы вы пояснить, что это означает?

ИЛЬЯ ВАРЕГИН: Начнем с того, что для нас очень важно, чтобы наши коллекции рассказывали истории. И важно, чтобы эти истории были понятны тем, кому мы их рассказываем. Размышляя об этом, мы пришли к теме архетипов. Архетипы – это ключевые элементы культурного кода, в частности персонажи, которые существуют в человеческой культуре с самых древних времен. Это образы, лежащие в основе мифологического мышления, поэтому они понятны всем современным людям вне зависимости от их социокультурного багажа, образы, которые человек воспринимает напрямую, не обдумывая. Одежда всегда связана с созданием собственного образа, это часть самоидентификации. Одеваясь тем или иным образом, человек предполагает, что будет создавать определенное впечатление у окружающих. А любой образ, не важно художественный, литературный или повседневный, так или иначе, обладает чертами архетипических персонажей. Выбирая одежду, человек ищет внутри себя черты архетипов, создает из себя определенного персонажа, и таким образом взаимодействует с реальностью.

FB: Получается, вы старались создать в коллекции образы, которые бы вызывали ассоциации с определенными архетипическими персонажами?

ИВ: Не совсем так. Мы не хотели, чтобы человек, воспринимая эту коллекцию, думал о каких-то конкретных архетипах. Это должно работать вне зависимости от знания. Люди просто испытывают при взгляде на коллекцию определенные эмоции, связанные с теми или иными архетипами. Существует множество классификаций архетипических персонажей, в первую очередь они применяются при анализе литературных произведений, в культурологии, в психологии. Мы основывались на классификации Джозефа Кэмпбелла, которую он описывает в книге «Герой с тысячью лиц». Сама эта работа основана на трудах многих других философов, культурологов, психологов – среди них Владимир Пропп, Карл Густав Юнг. Каждый из предметов в коллекции Hero соответствует одному из восьми ключевых архетипов: герой, наставник, бард, ключник, оборотень, антигерой, дурак и трикстер. Каждый предмет в коллекции наделяет носителя теми или иными качествами, соответствующими тому или иному архетипу. Например, одежда трикстера связана со способностями к плутовству. Мой любимый архетип – герой. Это персонаж, с которым что-то происходит, он сам ни на что не влияет и ничего не решает, но он все время оказывается в гуще событий. Подобный опыт может быть очень любопытным.

FB: Такое ощущение, что вы больше занимаетесь литературой, чем дизайном одежды.

ИВ: Есть очень хорошее и близкое мне высказывание словенского культуролога и социального философа Славоя Жижека о том, что у каждого должна быть собственная история, собственный нарратив. «Мы не знаем, кто мы такие, пока у нас не появится воображаемая версия самих себя, без нее мы практически не существуем», – писал Жижек. Термин «нарратив» имеет право на существование применительно не только к литературе, но и к жизни. Коллекция Hero как раз и посвящена поиску собственного нарратива, собственной истории и того персонажа, которым ты хочешь быть в своей жизни.

FB: Расскажите о крое и материалах.

ИВ: Как и в предыдущих коллекциях, мы придерживаемся принципа эволюции традиции, работаем с традиционным кроем, с незаслуженно забытыми элементами костюма и предметами мужского гардероба.

Использованные ткани заслуживают отдельного внимания. Мы впервые использовали исключительно авторские ткани, созданные специально для Infundibulum, вплоть до переплетения. Мы сотрудничаем с российской мастерской, которая занимается изготовлением тканей на старых станках по историческим и этнографическим образцам. Кроме того мы использовали натуральное крашение. Все подкладочные ткани были окрашены вручную в мастерской Tint. Они же создали специально для коллекции серию штампов с символами, соответствующими архетипам, которые были нанесены на подкладку.

FB: Вернемся к концептуальной стороне. Почему все, что вы рассказываете про истории и архетипы, должно быть важно для человека в современном обществе?

ИВ: В последнее время сильно изменились потребности человека, связанные с одеждой. Люди одеваются в большей степени не для окружающих, а для самих себя. Люди устали от чужих оценок и хотят больше думать о том, как они себя ощущают в одежде. И здесь опять же возникает тема собственной истории. Человек хочет чувствовать себя определенным образом, позиционировать себя определенным образом, и наша задача – ему в этом помочь, предоставить инструменты для поиска собственного образа. Люди рассказывают о себе и так взаимодействуют со средой. Комбинируя различные элементы одежды, можно создать разные образы себя и реальность будет принимать тебя соответствующе.

Web-store: www.infundibulum.ru

Photo: Alex Kachkaev

Models: Alexandr Romanov, Pavel Kabanov, Yuzu Iguchi, Vladislav Golubev, Philip Sedov, Ilya Nikulin

Shoes and bags: Drasvi Venn

Hats: Your Hat Number

Featuring: Tint

Другие новости