Сфорца и другие спектакли

20 апреля 2016 года
Анна Рослякова рассказывает об открывшейся выставке плакатов в Центре Мейерхольда.

17 апреля в Центре им. Вс. Мейерхольда открылась выставка плакатов «Сфорца и другие спектакли» студентов курса «Иллюстрация» Виктора Меламеда Британской Высшей Школы Дизайна. О проекте и процессе создания плакатов нам рассказала студентка курса художник-иллюстратор Анна Рослякова.

Это не первая наша выставка в Центре Мейерхольда, в прошлом году мы уже показывали большую плакатную серию в его стенах. Это была визуальная часть проекта Олега Нестерова «Из жизни планет» – плакаты к неснятым фильмам 60х-70х годов. Одноименный спектакль шёл в ЦИМе; не знаю точно, но мне кажется, именно после этой выставки мы с центром Мейерхольда подружились и в этом году делали плакаты уже к спектаклям программы ЦИМа. Центр открыл нам двери на все спектакли, к которым мы хотели рисовать афиши.

Кстати, «рисовать» в отношении плаката – это большая условность. Плакат удивительным образом может существовать на стыке всего: реалистичного рисунка, фотографии, абстрактной живописи, типографики, хендмейд техник, 3д-графики, коллажа из всего перечисленного и так далее. В плакате можно делать всё, что угодно, и это в начале работы даже ступорит. Меня, по крайней мере.

Вообще плакат, наверное, самая свободная, но и самая сложная задача из всех, за которые мы беремся на курсе. Он требует не внешнего сходства с действом или героями, а эмоциональной точности. Как, не пересказывая спектакль, передать напряжение, крик, тишину, иронию, танец? Как передать то, что и словами не всегда можно объяснить?

Способы работы у всех разные (и я не про инструментарий): кому-то легче идти от словесной метафоры, у меня же из этого всегда какая-то натянутая история получается, и, хоть я и художник не интуитивный, а «от головы», в процессе работы всегда возвращаюсь к самым первым ассоциациям, делаю настроенческие картинки.

Многие визуальные высказывания рождаются постепенно – идеи трансформируются, обрастают новыми деталями, лишаются неважного или неточного (иногда очень красивого, но бестолкового). Многое решает типографика, она способна «собрать» самую нелепую странность в формат – все-таки мы делаем плакат, вещь даже информативную; а иной раз типографика мощнее любых «картинок».

Авторы: Анна Михайлова, Анна Рослякова, Варя Щука, Влад Милушкин, Евгения Демахина, Лена Гордеева, Ольга Прохорова, Роман Беляев, Саша Кравченко, Стас Давыдов.

Еще одна, в общем, понятная, но удивительная вещь: плакат штука многомерная, и зачастую зритель эмоционально понимает автора сразу, но вкладываемые смыслы интерпретирует по-своему, и плакат начинает жить новой жизнью. В общем, сложный жанр, во многом – вызов, но и отдача от него очень большая. Радостно было вчера видеть весь проект целиком, мне кажется, мы что-то интересное сделали.

Спасибо преподавателям, которые работали с нами над проектом – нашему куратору, Виктору Меламеду, мастеру плаката Ивану Величко, мастеру типографики и дизайна Кириллу Благодатских, гуру 3д-программ Анатолию Беликову. И, конечно, огромное спасибо ЦИМу за гостеприимство, надеюсь, сегодняшней и прошлогодней выставками положено начало хорошей традиции.

Виктор Меламед перед открытием выставки говорит о плакатах:



Выставка открыта до 11 мая 2016 года.

Вход свободный с 10:00 до 17:00 ежедневно. (С перерывами — следите за обновлениями на сайте Центра Мейерхольда)

Другие новости