Мифическое вдохновение

20 апреля 2015 года
Pinterest, Instagram, модные блоги, глянцевые журналы — сегодня «вдохновение» можно найти где угодно.

«Что вас вдохновило на создание этой коллекции?» - как часто можно услышать этот вопрос от fashion-журналистов. Однако, понятие «вдохновение» все реже используется самими профессионалами. Зарождение нового проекта — это, безусловно, всегда волнующий момент, но настоящая глубина идеи скрывается не в точке отправления, а там, куда затем устремляется дизайнерская мысль.

Конечно, многие хотели бы понять принцип работы дизайнера. Обычно модные СМИ обсуждают знакомые всем источники вдохновения, такие как свет, архитектура, фотография или музыка. И хотя все это — часть излюбленного мифа о моде, к реальности оно имеет очень мало отношения.

Мудборд Iris Van Herpen
Мудборд Iris Van Herpen

А что же такое вдохновение? Откуда дизайнеры берут новые идеи? А точнее, как то, что их вдохновляет влияет на дальнейший процесс? И остается ли в готовом проекте что-то от стартовой задумки?

Жест, настроение, отношения или просто случайный прохожий — вот что важно для Хайдера Акерманна. Марк Джейкобс  и Джонатан Саундерс находят вдохновение в актуальных тенденциях визуального дизайна и современного искусства. В то время, как одни дизайнеры погружаются в архивы своих домов моды, другие сотрудничают со звездами шоу-бизнеса (например, Жан-Поль Готье нередко вдохновлялся поп-идолами 80-х гг). Раф Симонс и Миучча Прада постоянно обращаются к искусству, тогда как Рик Оуэнс увлечен дизайном интерьера, садом Тюильри, керамикой и даже рэпом.

Некоторые дизайнеры известны своими «немодными» источниками вдохновения. Миучча Прада применила этот своеобразный подход к люксовому рынку, заявив: «Уродливое привлекает и волнует. Может быть, потому что это — ново». Александр МакКуин, по его словам, часто находил вдохновение «в самых отвратительных местах», а Кристофер Кейн объединяет китч и фильмы ужасов в коллекциях «уродливого шика».

Кристофер Кейн Pre-Fall 2013
Кристофер Кейн Pre-Fall 2013

С другой стороны есть Рей Кавакубо, основатель Comme des Garçons — протестуя против искусственности и надуманности «вдохновения», она сказала: «Музеи и галереи, фильмы, разговоры с людьми, новые магазины, идиотские журналы, прохожие, искусство, путешествия — все это бесполезно, все это не оказывает на меня абсолютно никакого воздействия и не помогает в поисках чего-то нового. И история моды, кстати, тоже. Просто потому что все это уже давно существует»

В то время как СМИ ищут источники вдохновения, сами дизайнеры не спешат раскрывать свои тайны и делиться подробностями рабочего процесса, ограничиваясь лишь смутными намеками. Комментируя коллекцию Dior Couture Весна/Лето2013, Раф Симонс сказал: «Я хотел создать коллекцию, которая говорит сама за себя», добавив только, что она была наполнена идеей Весны. Когда Дж. У. Андерсона спросили, почему после нескольких холодных и отстраненных шоу он вдруг показал неожиданно теплую и живую мужскую коллекцию Осень 2014, он ответил: «Все очень просто — это как любовь к сладкому. Когда ты очень долго ограничиваешь себя, ты в результате хочешь еще больше вкусного».

Dior Couture Весна/Лето2013, Раф Симонс
Dior Couture Весна/Лето2013, Раф Симонс

Да, время от времени вспышка вдохновения, о которой так часто говорят, может внезапно озарить дизайнера. Но в реальности у него всегда есть запас идей, связанных с текущими тенденциями в моде, обществе и культуре, новые ткани, модели и техники. Конечно, об этом вы никогда не узнаете — все надежно скрыто в секретной лаборатории дизайнера.

На самом деле, дизайн — это более гибкий и неоднозначный механизм: вдохновение работает как первый импульс, который приводит в движение все остальные детали. Но одного внешнего воздействия недостаточно: идея должна жить, меняться и развиваться в новом контексте. Экспериментальный процесс предполагает выход из собственной зоны комфорта и смелость, чтобы идти неизвестным путем и быть открытым к переменам.

Взять, к примеру, технику «уклонения от кроя» Джулиана Робертса: он создает «формы, внутри которых уже заложена возможность для новых открытий и сюрпризов, риска и ошибок. Зачастую именно когда ты ошибаешься, рождаются действительно интересные решения». А Рей Кавакубо сказала: «В моей работе нет ни начала, ни конца. И никакой «эврики»: поиски нового никогда не заканчиваются».

Рей Кавакубо
Рей Кавакубо

Каждый творческий человек идет по своему собственному пути в поисках «музы». Например, Джордж Гершвин работал по двенадцать часов в день до полуночи, сидя за фортепьяно прямо в пижаме. Томас Вулф писал стоя на кухне, используя холодильник как письменный стол. Все это говорит о том, что надо просто много работать и не ждать вдохновения. Вдохновение — это не внезапное озарение, а результат упорного труда, постоянных поисков и экспериментов.

Правда в том, что пленительная идея «вдохновения» не может существовать без фундамента, основы, которая создается многолетней работой, опытом, постоянным исследованием и наблюдением. Всплеск вдохновения не поможет, если у дизайнера нет нужного инструмента, чтобы реализовать свою задумку. Изначальная идея — это всего лишь один элемент в длительном многогранном процессе.

Проходя путь от мудбордов и скетчбуков до рекламной кампании или показа, идеи постоянно трансформируются. Бельгийский дизайнер Крис Ван Аш признается, что «работа над коллекцией — это пять месяцев борьбы за то, чтобы не потерять первоначальное видение». Ведь работа над коллекцией — это не только идеи, это гигантский объем технической работы: молнии, пуговицы, ткань — детали, меняющие идеальное представление о коллекции. Недостаточно даже только профессиональных навыков: нужно обладать определенным упорством, умением видеть целое, импровизировать, решать проблемы и исправлять ошибки.

Kris Van Assche весна/лето 2014
Kris Van Assche весна/лето 2014

В общем, самая большая сложность не в том, чтобы найти источник вдохновения, а в том, чтобы довести свои идеи до успешного финального продукта. В конце концов мы говорим об одежде, которую кто-то будет носить. Как превратить идею в носибельную вещь? Как переосмыслить уже существующее для того, чтобы создать что-то новое? Вот где дизайнерам нужно «вдохновение».

По-настоящему вдохновляет в дизайне то, как первоначальный концепт превращается в трехмерный объект и начинает взаимодействовать с человеческим телом, и как сказал Томас Эдисон: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». 

Текст перевела и подготовила Надежда Конрад, дизайнер марки одежды Gwynt, журналист.

Использованы материалы Notjustalabel.

Другие новости