Свобода слова: стремиться или расслабиться

6 апреля 2015 года
Авторская статья руководителя направления Lifestyle Communications агентства PRP Лидии Алиевой о свободе слова или хорошо продуманном пиар-ходе.

Лично мне кажется, что свобода слова - в определенной степени, профанация. Да, конечно, мы можем добиться законодательного разрешения произносить в слух абсолютно все, что накапливается в нашей голове. Но избежать конфликта интересов все равно не удастся. Обязательно найдется тот, кого наша с вами свобода слова заденет или даже оскорбит.

Дизайнеры, вроде бы, не политические деятели. Казалось бы, не им волновать умы общественности. Ткани, фасоны, тренды - темы весьма безобидные. Ок, существует мелкое воровство - кто-то у кого-то подсмотрел идею принта с фламинго...не велика беда! Но как показывает наша с вами действительность, и в мире моде вольнодумство и неосторожно произнесенное вслух мнение способно произвести эффект взорвавшейся бомбы. 

Фото: balgarka.co.uk
Фото: balgarka.co.uk

Самый свежий пример - интервью известного во всем мире дуэта Dolce & Gabbana. Стоило лишь этим далекими от традиционных взглядов итальянским дизайнерами заявить в интервью журналу Panorama, что они не одобряют стремление однополых пар обращаться к сурогатным матерям и заводить детей, как общественность просто-таки с ума сошла. Бурная реакция посыпалась не только с стороны представителей сексуальных меньшинств. Хотя они, несомненно, не оставили инцидент без внимания - сэр Элтон Джон, воспитывающий двух детей (теперь уже в браке) со своим партнером Дэвидом Фернишем - призвал мир бойкотировать итальянский дуэт, отозвавшись об их взглядах на жизнь как о чем-то столь же архаичном, что и выпускаемая ими одежда. Странно, что претендующий на свободу собственных мыслей и желаний, Элтон Джон так болезненно отозвался о свободе слова, явленной другими. С его легкой руки в сети появился специальный шэштег #BoycottDolceGabbana и по которому можно найти весьма красноречивые фотографии.

Фото: i.guim.co.uk
Фото: i.guim.co.uk

Поразительно, что дискуссия не оставила равнодушными даже такие уважаемые издания как Forbes и The Telegraph. Как человеку, который часто готовит спикеров к интервью, мне очень нравится эта ситуация. Именно о ней можно рассказывать тем молодым дизайнерам, которые считают, что интервью - это исповедь или показания под присягой - нужно говорить правду и только правду, какой бы ужасной она не была. Пример Dolce & Gabbana показывает, какова может быть цена такой жизненной позиции.

Фото: npr.org
Фото: npr.org

По-прежнему сложно однозначно ответить, было ли сказанное итальянцами хорошо продуманным ходом или же непростительной оплошностью? Возможно ли, чтобы столь опытные в общении со СМИ дизайнеры, не понимали, каковы будут последствия их заявлений. Ведь политкорректность и уход от провокационных вопросов - золотое правило любого публичного человека. Неужели это был крик души? То самое искренне желание высказаться, воспользовавшись дарованной большинством конституций свободой слова? Не знаю. Некоторые эксперты предполагают, что к эмоциям и свободе слова комментарии Dolce и Gabbana отношения не имели. Мол, речь идет о холодном расчете. И без того мультимиллиардеры, дизайнеры, якобы, просто захотели повысить свои продажи в странах, где покупатели придерживаются весьма консервативных взглядов на семью и роль женщины. Если верить Элтону Джону, именно в таких странах людям по душе "устаревшая" одежда итальянцев. Вряд ли мы с вами можем точно сказать, так ли это или нет. Тем более, что открытым остается вопрос: если все действительно затевалось ради продаж, что будут дизайнеры в случае их резкого падения? Для нас же вся эта ситуация - хороший урок и напоминание, что свобода слова - медаль о двух сторонах и мы должны быть готовы нести ответственность каждый раз, когда мы к ней прибегаем.

Фото: phatmass.com
Фото: phatmass.com

Текст подготовила Лидия Алиева, руководитель направления Lifestyle Communications агентства PRP

Другие новости