Медленная мода

26 ноября 2014 года
Еще в конце XX века дома мод выпускали по две коллекции в год, не переживая за прибыли. Сегодня же дизайнеры пытаются перещеголять друг друга, радуя нас новинками чуть ли не каждую неделю. Но как долго это может продолжаться?

Современная модная индустрия — это не только показы, шоппинг-центры и распродажи, прежде всего, это глобальное массовое производство. Безумные скорости — когда от дизайнерской задумки до нового поступления в магазин проходит всего несколько недель — и низкие цены подталкивают общество к чрезмерному и зачастую бессмысленному потреблению.

Неудивительно, что в погоне за новыми платьями мы не замечаем, какой ущерб наносим окружающей среде. Для производства тонн и километров различных материалов используются огромные объемы воды, нефтепродуктов и химических удобрений – все это довольно быстро и верно истощает ресурсы Земли, уничтожает экосистемы, воздействует на климат и в результате на все общество в целом.

Традиционное перуанское ткачество/ fineartamerica.com
Традиционное перуанское ткачество/ fineartamerica.com

Но в последнее время, как ответ безудержному консьюмеризму, набирает силу новая философия потребления — движение slow fashion («медленная мода»), объединяющее все тенденции экологичности, натуральности и этичности в дизайне одежды. «Медленная» в данном случае означает — неспешная, требующая время для создания качественного продукта и наполнения его не только материальными, но и более глубокими ценностями.

Движение slow fashion живет по определенным принципам, которые помогают всем его последователям: дизайнерам, производителям, поставщикам – взаимодействовать друг с другом и осознавать свою ответственность перед миром, в котором мы живем.

 Умение видеть целое. Slowfashion призывает нас помнить о том, что все мы связаны между собой и любое наше действие может отразиться как на обществе, так и на всей окружающей среде.

Уменьшение объемов потребления. Если мы умерим наши аппетиты и сбавим производственные обороты, наша планета вздохнет свободнее, будет успевать возобновлять свои ресурсы, и модная индустрия со временем (возможно) будет существовать в гармонии с миром.

Свитер из обрезков, оставшихся после производства трикотажа / fashion.telegraph.co.uk
Свитер из обрезков, оставшихся после производства трикотажа / fashion.telegraph.co.uk

Разнообразие. Slowfashion предлагает различные варианты реализации этой идеи: независимые дизайнерские марки, магазины сэконд-хэнда и винтажа, переработка материалов, одежда на прокат, местные клубы вязания на спицах, обмен надоевшими вещами, традиционные способы создания и крашения тканей – все это не только поможет Земле выжить, но и позволит нам разнообразить наш гардероб.

Уважение к людям. Также движение slowfashion борется за права рабочих, обеспечивая им справделивые условия труда и предлагая возможности обучения и повышения квалификации.

Фото fabricoflife.com.au
Фото fabricoflife.com.au

Признание человеческих потребностей. Позволяя покупателям стать со-творцами, создавая вещи, наполненные эмоциями и чувствами, рассказывая истории, которые скрыты в них, дизайнеры удовлетворяют потребности человека в творчестве, индивидуальности и соучастии.

Установление взаимоотношений. Коллаборации, работа над совместными проектами способствуют доверительным и перспективным отношениям между участниками slow fashion и, собственно, укрепляют само движение.

Окрашивание пряжи натуральными красителями / creativecaravan.blogspot.ru
Окрашивание пряжи натуральными красителями / creativecaravan.blogspot.ru

Местные производители. Slowfashion марки поддерживают местных производителей и мастеров, стараются по возможности использовать ресурсы и материалы своих регионов.

Качество и красота. Slowfashion не следует преходящим трендам, а фокусируется прежде всего на том, как долго может прослужить вещь, отдавая предпочтение высококачественным материалам и традиционному крою.

Прибыльность. Для продвижения идей slowfashion, марки-последователи должны быть известны потребителям, прибыльны и конкурентоспособны. Но безусловно, качественные или возобновляемые материалы и справедливая оплата труда рабочих повышают цену на такую одежду.

Фото endofthreefitness.com
Фото endofthreefitness.com

Осмысленность выбора. Движение slowfashion – это в первую очередь люди, любящие свое дело, осознающие ответственность за свои действия и искреннее желающие изменить ситуацию с помощью творчества и инноваций.

Стремление замедлиться, остановиться и задуматься, созерцать природу и обратиться к истинным ценностям все больше проникает в сегодняшнюю жизнь. Движение slow fashion возвращает нам забытое ощущение того, что современная одежда – это не просто тренд, что она может быть наполнена смыслом, идеей, чувством ответственности и взаимосвязанности всего в мире.

Автор статьи: Надежда Конрад, дизайнер марки одежды Gwynt, журналист.

Другие новости